Услуги курьера, курьерская служба, мелкие поручения, доставка Белгород
Меню

Устойчивость социального проекта

21.07.2012

совместный проект

Институт Управления Социальными Процессами Государственного Университета — Высшей Школы Экономики

Факультет менеджмента Государственного университета — Высшей школы экономики

Программа поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС

Интернет-конференции

Исследования социальной политики

Исследовательские организации

Аналитика и публицистика

Научные дискуссии

Исследования

Словарь терминов

Журналы

Книги

Каталог ссылок

Бизнес и общество

НКО в социальной политике

Деятельность

Интервью

Исследования

Спорные вопросы

Цифры и базы данных

Документы и комментарии

Изучаем зарубежный опыт

Каталог ссылок

Мониторинг государственной политики

Государственные институты социальной политики

Доклады

Комментарии и обзоры

Документы

Статистика

Каталог ссылок

Взаимодействие исследователей и НКО

Проекты

События

Деятельность в сфере здравоохранения

Деятельность в сфере жилищной политики

Деятельность в сфере образования

Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России

Автор: М. Баталина, А. Московская, Л.Тарадина

Данная работа является первым на русском языке обзором опыта и концепций социального предпринимательства — явления, получившего в последние 20 лет огромную популярность как в развитых индустриальных странах, так и в странах третьего мира. Обзор основан в первую очередь на англоязычных научных и информационных источниках. В их число входят аналитические и библиографические обзоры, диссертационные исследования, статьи, доклады и интервью, находящиеся в открытом доступе. В обзоре подробно описаны некоторые наиболее известные и успешные примеры социального предпринимательства, а также раскрыты характерные свойства и элементы феномена социального предпринимательства с учетом существования разных подходов к объяснению и самого явления, и его возможных последствий. Материал является продолжением работы по исследованию социального предпринимательства, начатой авторами в проекте, выполненном ГУ ВШЭ в 2007 г. по заказу Фонда региональных социальных программ «Наше будущее». Руководитель — А. Московская. Представляем две главы доклада, текст приводится с сокращениями.

«Социальные предприниматели не довольствуются тем, чтобы просто дать человеку  рыбы, или обучить, как ее ловить. Они не успокоятся до тех пор, пока не революционизируют саму рыбную отрасль». – Билл Драйтон.

            В этом популярном определении Б. Драйтона, основателя компании «Ашока» - глобальной ассоциации  лидеров социального предпринимательства[1], содержится, пожалуй, суть социального предпринимательства. В сравнении с другими явлениями социальной работы, которую ведут организации коммерческого и  некоммерческого сектора, различаясь по сфере деятельности и условиям предоставления услуг,  социальное предпринимательство выделяется тем, как оно работает. Ключевыми здесь являются понятия инновации и предпринимательства.  В соответствии с этим социальное предпринимательство стремится уменьшить социальные беды инновационным методом, изобретая или комбинируя социальные и экономические ресурсы так, чтобы создать самовоспроизводящийся, способный к расширению механизм производства и предоставления целевого социального блага.

            По мнению Грегори Диза, директора Центра развития социального предпринимательства Дюкского Университета (США), идея социального предпринимательства в последнее время получила популярность, т.к. «задевает за живое» и  очень подходит нашему времени. Это понятие «соединяет в себе страсть к социальной миссии со свойственной бизнесу дисциплиной, инновацией и решительностью» - наподобие тех, которые демонстрировали пионеры «Силиконовой Долины». Он убежден, что наше время созрело для того, чтобы решать социальные проблемы «предпринимательскими» средствами. Необходимость в таком подходе связана с тем, что многие попытки государственных и благотворительных организаций оказались далеки от наших ожиданий, а большая часть институтов общественного сектора все чаще рассматривается как нерезультативная, неэффективная и безответственная. Социальные предприниматели нужны для того, чтобы создать новые модели социально значимой деятельности «для нового века» (Dees, 2001).

            Исследователи из Университета Наварры в Барселоне Дж.Мэйр и И.Марти отмечают, что отдельные проявления социального предпринимательства можно было наблюдать в Европе 19  и в Азии первой половины 20 века (Mair J. & Marty I., 2006). Организации, подобные основанным такими выдающимися личностями как Флоренс Найтингейл[2] и Виноба Бхаве[3], по своей сути являются тем, что мы сейчас называем организациями венчурного социального предпринимательства.

            Социальное предпринимательство как практическая деятельность, интегрирующая процесс получения экономической и социальной выгоды, стало активно себя проявлять во второй половине 20 века. В качестве примеров можно привести такие широко известные и уважаемые организации как Гильдия манчестерских ремесленников, основанная Биллом Стриклэндом в 1968 г. и использующая возможности изобразительного и исполнительского искусства для развития городских сообществ (http://www.manchesterguild.org)  или банк «Грамин», основанный в 1976 г. профессором Мухаммадом Юнусом для искоренения бедности и поддержки бедных женщин в Бангладеш (http://www.grameen-info.org). За свою деятельность М. Юнус стал в 2006 г. лауреатом Нобелевской премии мира.  Типичным представителем глобальной организации социального предпринимательства, поддерживающей социально-предпринимательские инициативы по всему миру является фонд «Ашока», основанный Б. Драйтоном в 1981 г. (http://www.ashoka.org).

            Институт здоровья одного мира (The Institute for One World Health (IOWH), основанный доктором Викторией Хале в 2000 г., является первой в мире некоммерческой фармацевтической компанией и разрабатывает лекарственные препараты для лечения заболеваний, которыми пренебрегают в обществе (http://www.iowh.org). Институт разрушил традиционные представления о казалось бы неконкурентоспособной промышленности, предоставляющей лекарства особо нуждающимся в развивающихся странах, перестроив всю цепочку получения дохода от разработки лекарств до их доставки (Seelos & Mair, 2005b).

§1

Социальное предпринимательство как предпринимательство

            Несмотря на то, что преимущества, которые дает социальное предпринимательство, ясны очень многим, его реальное значение и специфика недостаточно исследованы. В условиях растущей популярности социальное предпринимательство может означать разное для разных людей.  Это обусловлено как относительной новизной термина, так и разнообразием социальных инициатив, которые различаются по масштабам, целевым группам и странам. Для одних социальное предпринимательство ассоциируется исключительно с неприбыльными организациями, открывшими какие-либо  доходные предприятия. Другие понимают под социальным предпринимательством непременно – неприбыльные организации. Третьи считают его разновидностью социальной ответственности бизнеса, реализующего социально значимые программы через независимые организационные структуры. (Dees, 2001).

            По мнению Роджера Мартина и Салли Осберг, в связи с ростом популярности термин «социальное предпринимательство» приобрел в последние годы такой широкий круг значений, что стал употребляться практически в любом контексте, как только речь заходит о социально полезной деятельности (Martin, R., Osberg, S., 2007).  По их мнению, столь расширительная




От Президента для мужчины

Cоциальный проект в дополнительном образовании

Конкурс социальных проектов 2011

Социальный проект для младших школьников

Проект закона о социальных фондах

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Ваше имя
Обратный e-mail
Сообщение
Число на картинке