Услуги курьера, курьерская служба, мелкие поручения, доставка Белгород
Меню

Обоснование и апробация социальных проектов

Обоснование и апробация социальных проектов

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра социологии













Cоциальное прогнозирование и проектирование

Учебно-методический комплекс











Челябинск

2006

Содержание:

 

  1. Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социальное прогнозирование и проектирование» по специальности 040201 «Социология»

 

  1. Рабочий учебный план дисциплины «Социальное прогнозирование и проектирование»

 

  1. График учебного процесса дисциплины «Социальное прогнозирование и проектирование»

 

 

  1. Рабочая программа дисциплины «Социальное прогнозирование и проектирование»

 

 

  1. Сведения об обеспеченности учебной литературой дисциплины «Социальное прогнозирование и проектирование»

 

 

  1. Виды контрольных мероприятий и форм аттестации дисциплины «Социальное прогнозирование и проектирование»

 

 

  1. Экземпляры-образцы учебно-методической литературы

 

  1. Образцы контрольных работ, рефератов и курсовых работ, выполненных студентами

 

1. Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социальное прогнозирование и проектирование» по специальности 040201 «Социология»

 

Фрагмент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040201 – «Социология»

 

ОПД

Общепрофессиональные дисциплины

3 500

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

2 800

ОПД.Ф.14

  Социальное  прогнозирование  и  проектирование

 Социальное  прогнозирование как метод научного познания; содержание  и  функции  социального  прогнозирования; объект  и  предмет  социального  прогнозирования, его виды; технологические этапы  и  методы  социального  прогнозирования; технология моделирования, модели  социального  прогнозирования; сущность  социального  проектирования; структура  социальной  проектной деятельности;  обоснование   и   апробация   социальных   проектов ; нормативная база, информационное  и  ресурсное обеспечение социального проектирования; технология социального проектирования; стадии, методы и инструментарий социального проектирования, разработка социальных программ и планов.

 

70

 

Рабочая программа дисциплины «Социальное прогнозирование и проектирование»

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра «Социология»

 

 

 

Согласовано:

Зав. выпускающей кафедрой

«Социология»

_______________Е.И. Миронов

«___»_______________2006 г.

 

Утверждаю:

Декан исторического

факультета

_____________Н.В. Парфентьева

«___»_______________2006 г.

 

Рабочая программа

 

дисциплины ОПД.Ф.14«Социальное прогнозирование и проектирование»

для специальности 040201 «Социология»

(очная форма обучения)

факультет Исторический

кафедра-разработчик «Социология»

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины по специальности

040201 «Социология»

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Социология» протокол №___ от «____»_______________2006г.

Зав. кафедрой разработчика к.ф.н., доцент Е.И. Миронов

Ученый секретарь кафедры доцент В.Н. Кравец

Разработчик программы к.соц.н., доцент Н.В. Бредихина

 

 

Челябинск

2006

    1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

«Социальное прогнозирование и проектирование»

 

Согласно Государственным требованиям (ОПД.Ф.14) к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по специальности 040201 «Социология» выпускник должен в результате усвоения дисциплины «Социальное прогнозирование и проектирование»:

  • знать и уметь пользоваться основными понятиями данной области знания

  • знать содержание основных теоретических концепций социального прогнозирования и проектирования, сформировавшихся в процессе становления и развития социологической науки;

  • знать основные этапы становления социального прогнозирования и проектирования ;

  • знать и уметь применять методики и техники проведения конкретного социально-прогностического исследования

    1. Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины

 

Дисциплина «Социальное прогнозирование и проектирование» является одной из основных дисциплин цикла ОПД, преподается в 7 и 8 семестре и опирается на такие дисциплины, как история, культурология, философия и др. дисциплины гуманитарного цикла.

Тесная связь «Социального прогнозирования и проектирования» с другими учебными дисциплинами циклов ОПД и СД способствует формированию системного представления о социологии как науке, что обеспечивает высокий теоретический уровень подготовки социологов.

 

2. Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины

Цель и задачи курса – изучение истории, теории и практики социального прогнозирования и проектирования: понятийного аппарата этой области знания в целом и терминологии конкретных ее разделов; методологического и исторического контекста возникновения, становления и развития социального прогнозирования и проектирования; методики и техники проведения конкретного социально-прогностического исследования; особенностей социально-экономического, социально-политического, социально-культурного и т.д. прогнозирования и проектирования.

 

 

3. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Таблица 1 – Состав и объем дисциплины.

 

Виды учебной работы

Всего

часов

Семестр VIII

Общая трудоемкость дисциплин

70

70

Аудиторные занятия

34

34

Лекции (л)

17

17

Практические занятия (пз)

17

17

Самостоятельная работа студентов (СРС)

36

36

Самостоятельное изучение некоторых

разделов дисциплины

 

 

Реферат

 

 

Вид итогового контроля

Зачет/

экзамен

/экзамен

Зачет

 

4. Содержание дисциплины.

4.1. Наименования и содержания тем и объем занятий по видам учебной работы в часах.

Таблица 2 - Разделы дисциплины, виды и объем занятий.

 

№ п/п

Наименование тем и разделов

ВСЕГО (часов)

120

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

 

Лекции

Семинары

Раздел I. Исторические условия возникновения и развития социального прогнозирования

 

Тема 1. Развитие представлений о будущем на ранних стадиях существования человечества. Презентизм первобытного мышления.

 

4

2

2

8 час. написание курсовой работы

 

Тема 2. Религиозные, утопические и философско-исторические корни теории прогнозирования.

4

2

2

 

 

Тема 3. Социальное прогнозирование на рубеже XIX-XX столетий. Научно-публицистический жанр “Размышления о будущем”

4

2

2

 

 

Тема 4. Исторические, политические и экономические условия фирмировани парадигмы технологического прогнозирования.

4

2

2

 

 

Тема 5. “Антифутурологические волны”.0 Тоффлер.

4

2

2

 

 

Тема 6. Римский клуб и его роль в исследовании проблематики будущего.

4

2

2

 

 

Тема 7. Современный этап развития исследований будущего. Глобалистика и альтернативистика.

4

2

2

 

Раздел II. Концепция “технологического прогнозирования” и ее сущность

 

 

Тема 8. Краткая история возникновения и развития концепции “технологического прогнозирования” в России.

Тема 9. Методология технологического прогнозирования (формы конкретизации предвидения, типология прогнозов)

4

2

2

 

Раздел III. Технология прогнозных разработок социальных процессов

 

 

Тема 10. Составление программы исследования (предпрогнозная ориентация).

 

4

2

2

 

 

Тема 11. Построение исходной (базовой) модели и ее анализ.

4

2

2

 

 

Тема 12. Построение модели прогнозного фона.

4

2

2

 

 

Тема 13. Поисковый прогноз.

4

2

2

 

 

Тема 14. Нормативный прогноз.

4

2

2

 

 

Тема 15. Верификация прогноза.

4

2

2

 

 

Тема 16. Выработка рекомендаций для управления

4

2

2

 

Раздел IV. Прикладное социальное прогнозирование и проектирование.

 

 

Тема 17. Прогнозирование и проектирование в сфере экономической социологии (социологии труда)

4

2

2

 

 

Тема 18. Прогнозирование и проектирование прогнозов в сфере политики. Ожидаемые и желаемые изменения в социальной структуре общества, в социальной организации и социальном управлении.

4

2

2

 

 

Тема 19. Прогнозирование и проектирование в сфере социологии семьи. Перспективы начавшегося процесса депопуляции.

4

2

2

 

 

Тема 20. Прогнозирование и проектирование в сфере социологии образования.

 

 

 

4

2

2

 

 

Тема 21. Прогнозирование и проектирование в сфере социологии науки.

4

2

2

 

 

Тема 22. Прогнозирование и проектирование с сфере социологии медицины.

4

2

2

 

 

Тема 23. Прогнозирование и проектирование в сфере социологии культуры.

4

2

2

 

 

Тема 24. Прогнозирование и проектирование в сфере социологии расселения.

4

2

2

 

 

Тема 25. Прогнозирование и проектирование в сфере экологической социологии.

4

2

2

 

 

Тема 26. Прогнозирование и проектирование в сфере социологии преступности.

4

2

2

 

 

Тема 27. Прогнозирование и проектирование в сфере социального наркотизма (алкоголизация и дезалкоголизация общества).

4

2

2

 

 

Тема 28. Перспективные проблемы прогнозирования и проектирования в социологических исследованиях.

4

2

2

 

ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 

В конце I семестра – зачет; в конце II семестра – экзамен.

 

 

 

4.2. Содержание разделов и тем дисциплины.

 

Введение. Соотношение категорий предвидения и управления

 

Структура курса социального прогнозирования и проектирования. Его цели и задачи. Методологические принципы социального прогнозирования и проектирования.

Управление социальными процессами как один из основных видов управления, функции которого заключаются в обеспечении реализации потребности развития общества и его подсистем.

Социальное прогнозирование и проектирование как исследование перспектив развития социальных процессов и явлений в целях повышения научной обоснованности и эффективности социального целеполагания, планирования, проектирования управления.

Методологическая база и принципы социального прогнозирования и проектирования

 

Раздел I. Исторические условия возникновения и развития социального прогнозирования

 

Тема 1. Развитие представлений о будущем на ранних стадиях существования человечества. Презентизм первобытного мышления.

 

Роль знания истории прогнозирования для социального управления и разработки прогнозов в современных условиях. Необходимость учета в теории и практике прогнозирования и проектирования особенностей функционирования и развития человеческой психики и мышления.

Презентизм первобытного мышления как способность представлять прошедшее и будущее подобными в большей или меньшей степени настоящему. Футурофобия как рецидив презентизма первобытного мышления.

 

Тема 2. Религиозные, утопические и философско-исторические корни теории прогнозирования.

 

Связь формирования представлений о будущем с эволюцией первобытной мифологии. Появление древнейших религиозных концепций будущего. Идеи, выработанные религиозно-философским мышлением древних, и их влияние на развитие утопизма и идеалистической философии.

Возникновение утопических концепций. Их роль в предыстории и истории научного предвидения. Виды утопий. Классификация социальных утопий. Эволюция утопизма, этапы его развития.

Зарождение представлений о законах и закономерностях исторического процесса. Формирование и развитие трех основных философско-исторических концепций будущего: регресс от “золотого века” в древности к гибели культуры; бесконечные циклы подъемов и падения культуры в круговороте одних и тех же стадий развития; прогресс от низшего к высшему.

 

Тема 3. Социальное прогнозирование на рубеже XIX-XX столетий. Научно-публицистический жанр “Размышления о будущем”

 

Социальные утопии XIX в. - первой половины XX в. Марксизм-ленинизм и "научный коммунизм". Анархизм как общественно-политическое течение. Его истоки, концепция будущего, основные представители (Годвин, Прудон, Штирнер, Бакунин, Кропоткин, Реклю, Грав, Карелин, Фор и др.). Либеральный реформизм и его представители (Бентам, Г.Джордж, Геруни и др.). Феодальный социализм (Карлейль, Дизраэли и др.), его корни и эволюция. Утопический социализм (Моррис, Беллами, Э.Золя, А.Франс, Г.Уэллс, Дж.Лондон, К.Э.Циолковский и др.). Теории экономического развития (В.К.Кондратьев и др.). Вульгарно-материалистическая философия истории. Научная фантастика.

Появление нового жанра научной публицистики – “размышления о будущем” ученых или писателей, пытающихся “заглянуть в будущее” средствами не только искусства, но и науки. (П.Гартинг, Ш.Рише, Г.Тард, Э.Годвард, Д.И. Менделеев, И.И. Мечников).

 

Тема 4. Исторические, политические и экономические условия фирмирования парадигмы технологического прогнозирования.

 

Зарождение концепции планирования развития общества. Реакция мировой научной общественности. Опыт советских пятилеток и проблема научного обоснования планирования. Несовместимость “научного коммунизма” с наукой, научным предвидением, научным обоснованием управления социальными процессами.

Зарождение связи представлений о будущем с концепцией НТР и новейшими теориями развития общества. Разработка новой исследовательской технологии прогнозирования (50-е—начало 60-х годов XX столетия); “бум прогнозов” (середина 60-х годов). Работы Б.де Жувенеля, Д.Белла, Т.Гордона и О.Гелмера, Э.Янча, Ф.Полака, Р.Эйреса, Дж.Мартино и др.

Развитие концепций, заложивших основу футурологии 60-80-х годов. Теоретическая концепция индустриализма. Работы У.Ростоу, Дж.Гэлбрейта, Р.Арона, А.Турэна, Д.Белла, Г.Кана и др.

Исторические условия возникновения потребности в качественно новой концепции научно-технического прогресса как управляемого явления (середина 70-х годов XX столетия). Изменение облика футурологии: последние работы Д.Белла и Г.Кана; современное состояние “конвергенционистского” течения, экзистенциализма, тейярдизма и неопозитивизма.

 

Тема 5. “Антифутурологические волны”. О Тоффлер.

 

Экономические, политические и социальные условия появления “антифутурологических” настроений в обществе.

“Экологическая волна” и ее последствия. Причина появления и основные идеи “технологической волны”. “Антитисциентистская волна” и ее проявления.

Работы О.Тоффлера (“Футурошок”, “Третья волна”), Дж.Нейсбитта (“Мегатренды”).

 

Тема 6. Римский клуб и его роль в исследовании проблематики будущего.

 

Первоначальная постановка вопроса о глобальных проблемах. Основные этапы рассмотрения Римским клубом глобальных проблем:

Дж.Форрестер - “Мировая динамика” (1971);

Д.Медоуз и др. – “Пределы роста” (1972);

М.Мессарович, Э.Пестель – “Человечество на поворотном пункте” (1974);

Я.Тинберген - “Пересмотр международного порядка” (1976);

Э.Ласло – “Цели человечества” (1977);

Д.Габор, У.Коломбо – “За пределами века расточительства” (1978);

Дж.Боткин, М.Эльманджра, М.Малица – “Нет пределов обучению” (1979);

О.Джиарини - “Диалог о богатстве и благосостоянии” (1980);

Б.Гаврилишин – “Маршруты в будущее” (1980).

 

Тема 7. Современный этап развития исследований будущего. Глобалистика и альтернативистика.

 

Концепция глобальной проблематики, ее развитие в мировой общественной мысли до 70-х годов (Дж.Бернал, Н.Винер, Р.Юнг, А.Печчеи). Основные методологические особенности концепции систематизации глобальных проблем: социальные преобразования; разоружение; разрыв в уровнях развития развитых и развивающихся стран; жизненные ресурсы человечества; экологический и демографический балансы; расселение; культура; здравоохранение; антиобщественные явления; эффективность международных организаций.

 

Раздел II. Концепция “технологического прогнозирования” и ее сущность

 

Тема 8. Краткая история возникновения и развития концепции “технологического прогнозирования” в России.

 

Концепция генетического и телеологического прогноза, выработанная В.А.Базаровым при исследовании перспектив реализации первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР (1928 г.). Концепция технологического (поискового и нормативного) прогноза, разработанная исследовательским центром “Рэнд корпорейшн” (сша) при изучении в конце 50-х годов ХХ столетия перспектив реализации программы “Аполлон” (высадка человека на Луну). Попытка конструирования “науки о будущем” (“футурологии”), окончившаяся неудачей. Открытие и формулирование “эффекта Эдипа” (эффекта самоосуществления либо саморазрушения прогноза объектов, поддающихся в принципе видоизменению средствами управления). Открытие и формулирование концепции двуединого времени (будущее, перетекающее в прошлое через условную демаркационную линию, принимаемую за “настоящее”).

Классификация наук по временному критерию: ретроспективные - исторические (занимающиеся прошлым) и перспективные (занимающиеся будущим, перетекающим в прошлое). Триединая функция науки: описание (анализ), объяснение (диагноз), предсказание (прогноз).

От футурологии к исследованию будущего как особой области, особого направления научных исследований. Место исследований будущего (будущностей) в структуре современной науки как комплекса прогнозов будущего Земли и человечества.

Особенности трактовки исследования будущностей в отечественной научной литературе. Прогностика в широком смысле как область исследования будущностей, совокупность теории и практики прогнозирования. Прогнозирование как практика разработки прогнозов.

 

Тема 9. Методология технологического прогнозирования (формы конкретизации предвидения, типология прогнозов)

 

Предвидение и квазипредвидение (презентивное, реконструктивное, реверсивное, имитационное). Гносеология и логика предвидения. Понятие прогноза как формы конкретизации предвидения. Прогнозирование как процесс выработки прогноза - научное исследование перспектив развития или возможного (вероятного или желательного) состояния исследуемого объекта в отличие от простого и сложного предвосхищения (предчувствия, предугадывания). Целеполагание, предплановое и постплановое программирование, планирование, проектирование, текущие управленческие решения как формы конкретизации управления. Целевые, программные, плановые, проектные и организационные прогнозы как формы научного обеспечения соответствующих управленческих решений.

Эшелонирование прогнозов: оперативные (текущие), кратко-, средне-, долго- и сверхдолгосрочные (дальнесрочные). Естествоведческие, научно-технические и обществоведческие прогнозы. Социальное прогнозирование в узком (прогнозы в социологических исследованиях), промежуточном и широком (обществоведческие прогнозы) смысле данного понятия.

Особенности таких отраслей социального прогнозирования (в широком смысле), как социологическое, социально-экономическое, социальные аспекты прогнозирования развития науки и научно-технического прогресса, социально-экологическое, социально-географическое, социально-космическое, социально-медицинское, социально-психологическое, социально-демографическое, социально-этнографическое, социально-градостроительное, социально-культурное, социально-образовательное, социально-правовое, социально-политическое прогнозирование, социальные аспекты военного прогнозирования.

Понятие целевой группировки прогнозов (профильный и фоновые прогнозы). Система классификации прогнозов.

Типологизация однотипных прогнозов. Систематизация прогнозов как увязка принципов их классификации и типологизации.

 

Раздел III. Технология прогнозных разработок социальных процессов

 

Тема 10. Составление программы исследования (предпрогнозная ориентация).

 

Предпрогнозная ориентация при разработке конкретного прогноза (на примере населения Москвы или любого другого населенного пункта). Население Москвы как объект исследования. Тренд динамики населения как предмет исследования. Особенности трендового анализа как научная проблема исследования. Демографическая проблемная ситуация в Москве как социальная проблема исследования. Содействие повышению эффективности демографической политики в Москве как цель исследования. Задачи исследования, определяющие его структуру: что конкретно необходимо сделать для достижения цели.

Установление периодов основания и упреждения прогноза: граница времени основания по исходному состоянию современной проблемной ситуации и горизонт времени упреждения (логический и директивный).

Формулирование рабочих гипотез - ожидаемое (при наблюдаемых тенденциях) и желательное (по заданным критериям) состояние. Методы исследования: экстраполяционные расчеты, сценарии, экспертные оценки. Организация исследования - оптимальная исследовательская группа: генератор; аналитики (модератор и аниматор) идей; руководитель; репродуктор; программисты; разработчики; вспомогательный персонал. Проблема автоматизации и компьютеризации прогнозирования.

 

Тема 11. Построение исходной (базовой) модели и ее анализ

Исходная модель конкретного социального прогноза (на примере населения Москвы или любого другого объекта). Эволюция и проблематика социальной статистики объекта. Социолография предмета исследования. Обзор экспертных оценок. Характер и структура объекта. Проблемный анализ предмета исследования. Вычленение проблемных показателей и сведение их в систему. Пример систематизации показателей на избранном объекте: демографическая, профессионально-производственная и образовательно-квалификационная структуры; показатели маятниковой, сезонной и постоянной миграции; номинальные и реальные показатели. Особенности динамики показателей избранного объекта. Эвристический эффект и ограничения построения системы показателей.

 

Тема 12. Построение модели прогнозного фона.

 

Прогнозный фон конкретного социального прогноза (на примере населения Москвы или любого другого объекта). Стандартные аспекты прогнозного фона применительно к избранному объекту: научно-технический; демографический; экономический; социологический; социально-культурный; политический; международный.

Научно-технический фон: ожидаемые изменения энергетического, сырьевого, межотраслевого, продовольственного, экологического и транспортно-коммуникационного балансов; новая техника в промышленности, на транспорте, в городском хозяйстве и в быту.

Демографический фон: две проблемные демографические ситуации в стране и пути их преодоления.

Экономический фон: проблемная экономическая ситуация в стране и пути ее преодоления.

Социологический фон: социальная проблемная ситуация в стране и пути ее преодоления.

Социально-культурный фон: состояние культуры и перспективы ее развития.

Политический фон: политическая реформа и ее влияние на объект исследования.

Международный фон: влияние на объект исследования международных контактов.

Методы сбора фоновой информации: изучение литературы, заказ в компетентных учреждениях, постулирование. Принципы постулирования неизменности или изменения по заранее заданным критериям тех или иных данных прогнозного фона.

 

Тема 13. Поисковый прогноз.

 

Методика конкретного поискового социального прогноза (на примере населения Москвы или любого другого объекта).

Трендовый и проблемный анализ в социальном прогнозе или условном абстрагировании от возможных либо необходимых решений, способных видоизменить тренд. Механическая (прямая) экстраполяция как основа прогнозного поиска; ее возможности и ограничения. Определение пределов верхней и нижней экстрем.

Наиболее вероятные ожидаемые значения с учетом данных прогнозного фона. Построение дерева социальных проблем, подлежащих решению средствами социального управления. Ключевая проблема, от решения которой зависят остальные. Субключевые проблемы, которые являются зависимыми от ключевой и определяющими по отношению к остальным. Производные проблемы.

Структура, характер и особенности дерева проблем применительно к предмету исследования. Интерпретация проблем: понятие нормальной, проблемной, катастрофической и революционной ситуаций.

 

Тема 14. Нормативный прогноз.

 

Построение нормативной модели в социальном прогнозе и ее интерпретация.

Методика конкретного нормативного социального прогноза (на примере населения Москвы или любого другого объекта).

Нормативная разработка данных исходной (базовой) модели. Социальный идеал и идеализация социального явления (в данном случае - объекта исследования) как методологический ориентир дальнейших прогнозных разработок при условном абстрагировании от ограничений прогнозного фона. Оптимизация социального процесса (в данном случае - динамики предмета исследования) с учетом данных прогнозного фона по заранее заданным критериям. Соотношение социальных оптимумов и социальных норм. Социальные нормы и нормативы. Эвристический потенциал, ограничения и недостатки нормативного подхода.

 

Тема 15. Верификация прогноза.

 

Понятие абсолютной и относительней верификации прогноза. Прямая верификация (методом, отличным от первоначально использованного). Косвенная верификация (путем сопоставления с прогнозами, полученными из других -источников информации). Инверсная верификация (путем проверки адекватной прогностической модели в ретроспективном периоде). Консеквентная верификация (путем аналитического или логического выведения прогноза из ранее полученных прогнозов). Верификация повторным опросом с дополнительным обоснованием или изменением экспертом его мнения, отличающегося от мнения большинства. Верификация оппонентом (путем опровержения критических замечаний оппонента по прогнозу). Верификация учетом ошибок путем выявления и учета источников ошибок прогноза. Верификация компетентным экспертом (путем сравнения с мнением наиболее компетентного эксперта). Экспертиза как наиболее распространенный способ верификации прогноза.

 

Тема 16. Выработка рекомендаций для управления

 

Заблаговременное взвешивание ожидаемых (прямых и косвенных) немедленных и отдаленных последствий намечаемых и принимаемых решений - суть социального прогнозирования. Оценивание социальных последствии научно-технического прогресса. Социологический мониторинг. Прогнозное обоснование целеполагания, предпланового и послепланового программирования, планирования, проектирования, текущих управленческих решений. Прогнозное обоснование социальных нововведений. Конкретные рекомендации по повышению эффективности управления социальными процессами (на примере населения Москвы или любого другого объекта).

 

Раздел IV. Прикладное социальное прогнозирование и проектирование.

 

Тема 17. Прогнозирование и проектирование в сфере экономической социологии (социологии труда)

 

Нормализация и оптимизация социальной организации труда. Нормализация и оптимизация стимулов труда: оценка результатов труда; соотношение материальных и моральных, позитивных и негативных стимулов; факторы личной инициативы и участия в управлении делами производства.

Нормализация и оптимизация социально-производственной структуры. Взаимосвязь проблемы с аналогичными вопросами других сфер жизнедеятельности общества в условиях перехода к рыночной экономике.

Нормализация и оптимизация профессиональной структуры. Поиск оптимального пути к идеальному состоянию: статус ЛПР (лица, принимающего решения в пределах своей компетенции), а в отдаленной перспективе - работник в роли регулировщика и контролера комплексно-компьютеризованного общественного производства.

Нормализация и оптимизация квалификационной структуры: требования к квалификационной градации работника; соотношение формальной и фактической квалификаций; система повышения квалификации и переподготовки кадров.

 

Тема 18. Прогнозирование и проектирование в сфере политики. Ожидаемые и желаемые изменения в социальной структуре общества, в социальной организации и социальном управлении.

 

Проблема прогнозного обоснования политических реформ. Установление полной и подлинной гласности с гарантией ее конструктивности, ненаказуемости, недопущения своекорыстных имитаций гласности. Подотчетность управляющих звеньев перед управляемыми как при выборности, так и при назначаемое™ первых, с социальным механизмом ухода в отставку в случае вотума недоверия. Регламентация отношений между управляющими и управляемыми звеньями с исключением авторитарно-патриархальных отношений, произвола, мелочной опеки, администрирования со стороны первых, с предоставлением последним прочного статуса в пределах соответствующей компетенции. Модернизация проблемы социального продвижения с переходом от концепции “карьеры” (невозможной для основной массы работников в современных условиях, неизбежно порождающей кастовость и стагнацию управления) к концепции управленческой обязанности (повинности) с обязательной ротацией и последующей эмеритацией управленческих кадров. Полное, подлинное и последовательное разделение законодательной, исполнительной и судебной власти в обозримой перспективе демократизации общества.

 

Тема 19. Прогнозирование и проектирование в сфере социологии семьи. Перспективы начавшегося процесса депопуляции.

 

Две глобальные проблемные демографические ситуации: демографический взрыв при инерционном преобладании многодетной семьи и депопуляционные тенденции при сползании на уровень однодетной семьи. Необходимость дифференциации и углубленного научного (в том числе прогнозного) обоснования демографической политики.

Материальные и морально-политические проблемы при демографическом взрыве (продовольствие, жилье, учебные и рабочие места, нарастающий “протест” молодежи, морально-бытовые пережитки прошлого, вступающие в противоречие с современностью). Пути вовлечения молодежи, особенно девушек и молодых женщин, в общественное производство как основной способ преодоления проблемной ситуации.

Материальные и морально-политические проблемы при депопуляционных процессах (рост числа и процентной доли одиночек, рост разводов, инфантилизация подрастающего поколения и старение возрастной структуры населения, “контркультура” молодежи, ухудшение качественных параметров каждого последующего поколения, уменьшение численности населения вплоть до нулевых значений в отдаленной перспективе). Меры преодоления проблемной ситуации: содействие формированию и укреплению семьи, стабилизация рождаемости на уровне среднедетной семьи.

Комплексная механизация, автоматизация, компьютеризация домашнего хозяйства. Оптимизация быта. Рациональный бюджет времени и потребления благ. Прогнозная трактовка перспектив развития семьи как непреходящей ценности общества.

 

Тема 20. Прогнозирование и проектирование в сфере социологии образования.

 

Методологические основы построения модели народного образования. Состояние народного образования на современном этапе. Прогнозное обоснование образовательной реформы.

Концепция всеобщего дошкольного образования. Педагогический родительский всеобуч - первоначальное звено системы народного образования будущего. Основополагающие принципы подготовки детей в дошкольных детских учреждениях.

Основные звенья начального и неполного среднего образования. Нормативные требования, определяющие пути совершенствования неполной средней школы в свете начатой школьной реформы. Главный принцип: обучение по личным способностям и общественным потребностям.

Проблема сближения общеобразовательной и профессиональной школ. Пути превращения средней школы в такую подсистему народного образования, которая давала бы всеобщее высшее доспециальное образование. Интеграция общего и дифференциация специального образования.

Развитие технических средств обучения, учебное кино и ТВ как условие становления качественно нового этапа в истории педагогики. Дифференциация специального образования в соответствии с особенностями характера подготовки специалистов различного профиля и уровня квалификации. Концепция непрерывного образования. Перспективы развития подсистем повышения квалификации и переподготовки работников общественного производства, а также общего самообразования взрослых. Роль социального эксперимента в социально-образовательном прогнозировании.

 

Тема 21. Прогнозирование и проектирование в сфере социологии науки.

 

Современная проблемная ситуация в науке и пути ее преодоления. Основные объекты прогнозирования и проектирования: состав актуальных перспективных научных проблем; возможные пути и эффективность их решения; потенциальные сферы использования научных достижений; вероятные сроки их решения и практического применения; необходимое ресурсное обеспечение (финансы, кадры, материалы, техника, энергия, информация); структурные изменения в науке. Специфика задач прогнозирования для различных стадий научных исследований. Особенности методического аппарата прогнозирования и проектирования научно-технического прогресса. Наиболее употребительные методы.

 

Тема 22. Прогнозирование и проектирование с сфере социологии медицины.

 

Здравоохранение как сложная динамическая система социально-биологических комплексов, развивающихся в условиях многообразных связей и зависимостей от экономических, социальных, биологических, политических и других факторов.

Два направления прогнозов: прогнозы здоровья (медико-биологическое прогнозирование); прогнозы систем и служб, форм и методов здравоохранения (социально-медицинское прогнозирование).

Основные проблемы прогнозирования, наиболее тесно связанные с социальными аспектами: неэпидемический тип патологий; резкие контрасты состояния здоровья различных социальных групп населения; сохранение эпидемического типа патологий в развивающихся странах; конкретные перспективы изменения состояния здоровья населения; сравнительный анализ показателей здоровья городских и сельских жителей; специфические болезни современной эпохи.

Физическая культура человека (оптимизация физической нагрузки, способы ее достижения; санитария и гигиена); культура питания (как органическая часть физической культуры), закаливание организма, гигиена одежды и жилья, культура общения (социально-психологические аспекты), культура учебы, труда, быта и досуга; народная медицина и всеобщая медицинская грамотность, пути решения проблемы борьбы с наиболее распространенными болезнями современной эпохи (сердечно-сосудистые, раково-опухолевые, нервно-психические); транспортный, производственный и бытовой травматизм; эволюция отношений “врач-пациент”; перспективы изменения условий естественного отбора.

Особенности организации и стимулов труда в здравоохранении; их ожидаемые и желательные изменения на перспективу.

 

Тема 23. Прогнозирование и проектирование в сфере социологии культуры.

 

Понятие “культура”, “художественная культура” Научное управление развитием культуры. Планирование и прогнозирование как основные механизмы научного управления развитием культуры.

Информационное обеспечение развития культуры.

Перспективные проблемы функционирования и развития учреждений культуры: книжное, журнальное, газетное дело, ТВ, радио, кинематограф, театры, клубы, музеи, библиотеки, парки культуры, спортивно-туристские объекты. Объединения клубов по интересам. Социальная значимость данной организации досуга и ее преимущества по сравнению с другими формами. Взаимодействие учреждений культуры на базе прогресса в информационном обеспечении их деятельности и при опоре на достаточно широкую сеть объединений клубов по интересам.

 

Тема 24. Прогнозирование и проектирование в сфере социологии расселения.

 

Особенности урбанизации в современных условиях. Объективные и субъективные факторы, затрудняющие научно обоснованное управление процессами расселения.

Генеральная схема расселения. История ее создания. Социальные, экономические, градостроительные и экологические задачи, предусматриваемые генеральной схемой расселения. Ее социальная цель.

Прогнозная трактовка положения о противоестественном скучивании гигантских масс в больших городах и пути оптимизации расселения с приостановкой роста крупных и сверхкрупных городов, преодолением деградации села. Проблема “оптимального города” в современной прогностической литературе и пути ее решения на основе достижения пешеходной доступности мест работы, покупок и развлечений, выхода на природу, решения экологических проблем в городах, достижения уровня коммунального и культурного благоустройства села, близкого к городскому.

 

Тема 25. Прогнозирование и проектирование в сфере экологической социологии.

 

Семь основных направлений загрязнения окружающей природной среды: воздушное; водное: ландшафтно-почвенное; радиационное; тепловое; шумовое; химикаты (в продуктах питания). Два пути преодоления проблемной экологической ситуации: безотходное производство, восстановление глобальных, региональных и локальных балансов взаимоотношения природы и общества; высокая экологическая (бытовая, досуговая) культура населения. Взаимосвязь экологии с экономикой, производственными и социальными отношениями в обществе. Проблема прогнозного обоснования экологической политики.

 

Тема 26. Прогнозирование и проектирование в сфере социологии преступности.

 

Опыт криминологического прогнозирования. Современная криминологическая проблемная ситуация и пути ее преодоления. Социальные корни преступности: социальная несправедливость и коррупция, развал семьи, неадекватность системы образования элементарным требованиям адаптации человека (и прежде всего молодежи) к обществу, “теневая экономика”, наркотизм (включая алкоголизм и пьянство). Перспективы совершенствования системы охраны общественного порядка при опоре на широкие круги общественности. Перспективы совершенствования профилактики правонарушений, системы эффективных репрессий и реабилитации лиц, отбывших наказание. Проблема смертной казни. Основные закономерности развития, характер, особенности и пути минимизации “теневой экономики”: проблемы распределения и потребления в условиях перехода к рыночной экономике.

 

Тема 27. Прогнозирование и проектирование в сфере социального наркотизма (алкоголизация и дезалкоголизация общества).

 

Три основных вида наркотизма: никотин, алкоголь, собственно наркотики. Глобальная проблемная ситуация в этой области, специфика нашей страны и пути решения проблем. Мировые алкогольные цивилизации, питейные традиции и причины неудачи в попытке “кавалерийской атаки” на пьянство и алкоголизм в бывшем СССР. Социальный механизм алкоголизации общества. Первичная, вторичная, третичная алкоголизация. Пути преодоления сложившейся проблемной ситуации: экономический, досуговый, наркологический, “теневой” и культурологический фронты борьбы с пьянством. Организационный фактор. Необходимость долгосрочной комплексной программы контрнаступления на пьянство и алкоголизм, включая ее прогнозное обеспечение.

 

Тема 28. Перспективные проблемы прогнозирования в социологических исследованиях.

 

Глобальные проблемы современности и необходимость прогнозного обеспечения путей их решения. Проблемы социальных преобразований (ключевая), разоружения (субключевая), судеб развивающихся стран, жизненных ресурсов человечества, демографического и экологического баланса, расселения, культуры, здравоохранения, антиобщественных явлений и эффективности международных организаций.

Россия: состояние и перспективы экономической и политической реформы, реформ в образовании и культуре, преобразований в демографической политике, здравоохранении, расселении и экологии, преодолении антиобщественных явлений.

Меры, необходимые для того, чтобы прогнозное обеспечение указанных реформ, преобразований было поднято на должную высоту, чтобы социальное прогнозирование перестало быть “белым пятном” в сфере научного обоснования управления социальными процессами.

 

 

5. Семинарские занятия

Таблица 3 – Состав и объем семинаров (Пример из философской программы)

Номер семинара

Номер раздела или темы

Тема и краткое содержание

семинара

Характер и цель

Семинара

Кол-во часов

1

2

3

4

5

1

0

Вводный. Ознакомление студентов с требованиями к выполнению учебных заданий, с литературой по предмету философия

Беседа. Уяснение студентами методологических требований по изучению философии

1

2

Тема

1

Мировоззрение и его структура и функции. Мифология и религия

Опрос. Дискуссия. Доклады студентов. Уяснение сути и смысла вопросов плана семинара

1

3

Тема

1

Предмет философии. Структура философского знания. Функции философии

Опрос. Дискуссия. Уяснение сути и смысла поставленных в плане семинара вопросов

1

4

Темы

2, 3

Философия Древнего мира. Исторические условия возникновения. Восточный и Западный стили философствования

Опрос. Доклады студентов. Уяснение сути и смысла поставленных в плане семинара вопросов

1

5

Тема

3

Античная философия. Начальный, классический и эллино-римский периоды античной философии

Опрос. Доклады студентов. Уяснение сути и смысла поставленных в плане семинара вопросов

2

6

Тема

4

Средневековая философия. Основные философские проблемы средневековой философии

Опрос. Дискуссия. Уяснение сути и смысла поставленных в плане семинара вопросов

1

7

Тема

5

Философия эпохи Возрождения. Отличительные особенности философии этого периода

Опрос. Дискуссия. Уяснение сути и смысла поставленных в плане семинара вопросов

1

8

Тема

6

Философия Нового времени (XVIIXVIII вв). Основные идеи и противоречия философии эпохи Просвещения

Опрос. Доклады студентов. Уяснение сути и смысла поставленных в плане семинара вопросов

2

1

2

3

4

5

9

Тема

7

Классический этап философии Нового времени. Философские учения И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса

Опрос. Доклады студентов. Дискуссия. Уяснение сути и смысла поставленных в плане семинара вопросов

2

10

Тема

8

Современная западная философия, основные особенности и школы

Опрос. Дискуссия. Доклады студентов. Уяснение сути и смысла поставленных в плане семинара вопросов

2

11

Тема

9

Русская философия. Славянофилы и западники. Религиозное и материалистическое направления

Опрос. Доклады студентов. Уяснение сути и смысла поставленных в плане семинара вопросов

2

 

 

 

 

 

 

6. Самостоятельная работа студентов (СРС)

6.1. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Раздел I.

  1. В чем различие представления о времени у первобытного и современного человека?

  2. Религиозная эсхатология и ее роль в формировании прогностической науки.

  3. Что общего в возникновении научной фантастики и научно-публицистического жанра “размышления о будущем”?

  4. Место О. Тоффлера в становлении прогностической науки.

  5. Сравнительная характеристика первого и второго докладов Римского клуба.

 

Раздел II.

  1. Почему теория и методика “технологического прогнозирования” считается парадигмой?

  2. Роль российской науки в становлении концепции “технологического прогнозирования”.

  3. Сущность и основные положения этой теории.

 

Раздел III.

  1. Чем различаются период основания и период упреждения прогноза?

  2. Что означает выражение “целевая группировка прогноза”?

  3. Наиболее востребованные социальным прогнозированием способы моделирования социальных прогнозов и явлений.

  4. Возможности трендового моделирования в социальном прогнозировании и проектировании.

  5. Перечислить параметры прогнозного фона и кратко охарактеризовать каждый из них

  6. Построить модель любого социального объекта из набора социологических показателей.

  7. Описать основные модели поискового прогноза.

  8. Как соотносятся между собой “дерево социальных проблем” и “дерево социальных целей”

  9. Назвать основные модели нормативного прогноза и охарактеризовать их назначение.

  10. Что означает термин “верификация”?

  11. На основе каких данных разрабатывается набор прогнозных сценариев?

 

Раздел IV.

  1. Место прикладного прогнозирования и проектирования в исследованиях социальных процессов и явлений.

  2. Создать типовую прогнозную и проектную разработку любой социальной проблемы (см. темы…17-27)

 

4. Темы для рефератов

 

  1. Связь социального управления и социального прогнозирования.

  2. Развитие представлений о будущем в мировой общественной мысли.

  3. Религиозные, утопические и философско-исторические корни современного прогнозирования и проектирования.

  4. Римский клуб и его роль в становлении мировой прогностической науки.

  5. О.Тоффлер и его вклад в социальное прогнозирование и проектирование

  6. Становление мировой глобалистики и альтернативистики.

  7. Перспективные проблемы прогнозирования и проектирования в социологических исследованиях.

  8. Социальное прогнозирование как метод научного познания.

  9. Содержание и функции социального прогнозирования.

  10. Объект  и  предмет социального прогнозирования, его виды.

  11. Технологические этапы  и  методы социального прогнозирования.

  12. Технология моделирования, модели  социального  прогнозирования.

  13. Сущность  социального  проектирования.

  14. Структура  социальной  проектной деятельности.

  15.  Обоснование   и   апробация   социальных   проектов .

  16. Нормативная база, информационное  и  ресурсное обеспечение социального проектирования.

  17. Технология социального проектирования.

  18. Стадии, методы и инструментарий социального проектирования.

  19. Разработка социальных программ и планов.

 

 

6.2. Методические указания по подготовке рефератов

Под реферированием понимается анализ опубликованной литературы по проблеме, то есть систематизированное изложение чужих обнародованных мыслей с указанием на первоисточник и в обязательном порядке с собственной оценкой изложенного материала. Студент обязан показать самостоятельную творческую работу.

Источником для написания реферата может быть любое опубликованное произведение, включая работы в Интернете (с указанием точного адреса веб-страницы), а также интервью, которое автор реферата взял у того или иного специалиста (с обязательным указанием даты и места интервью).

Все цитаты и любые не общеизвестные сведения (мнения специалистов, цифры, факты, и пр.), почерпнутые из этих источников, должны иметь свои ссылки или сноски. Переписанные без ссылок и сносок монографии, учебники, рефераты, статьи из журналов расцениваются как неудовлетворительная работа. Минимальное количество источников – пять, причем статьи и заметки из газет и ненаучных журналов, конспекты лекций и семинарских занятий источниками не признаются.

Рекомендуемый объем реферата – от 15 до 25 машинописных страниц, не считая титульного листа и страницы с указанием использованной литературы.

Реферат должен быть сдан не позже оговоренной с преподавателем даты.

 

6.3. Вопросы по самоконтролю

.

 

Раздел I.

1. В чем различие представления о времени у первобытного и современного человека?

  1. Религиозная эсхатология и ее роль в формировании прогностической науки.

  2. Что общего в возникновении научной фантастики и научно-публицистического жанра “размышления о будущем”?

  3. Место О. Тоффлера в становлении прогностической науки.

  4. Сравнительная характеристика первого и второго докладов Римского клуба.

 

Раздел II.

  1. Почему теория и методика “технологического прогнозирования” считается парадигмой?

  2. Роль российской науки в становлении концепции “технологического прогнозирования”.

  3. Сущность и основные положения этой теории.

 

Раздел III.

  1. Чем различаются период основания и период упреждения прогноза?

  2. Что означает выражение “целевая группировка прогноза”?

  3. Наиболее востребованные социальным прогнозированием способы моделирования социальных прогнозов и явлений.

  4. Возможности трендового моделирования в социальном прогнозировании и проектировании.

  5. Перечислить параметры прогнозного фона и кратко охарактеризовать каждый из них

  6. Построить модель любого социального объекта из набора социологических показателей.

  7. Описать основные модели поискового прогноза.

  8. Как соотносятся между собой “дерево социальных проблем” и “дерево социальных целей”

  9. Назвать основные модели нормативного прогноза и охарактеризовать их назначение.

  10. Что означает термин “верификация”?

  11. На основе каких данных разрабатывается набор прогнозных сценариев?

 

Раздел IV.

  1. Место прикладного прогнозирования и проектирования в исследованиях социальных процессов и явлений.

  2. Создать типовую прогнозную и проектную разработку любой социальной проблемы (см. темы…17-27)

 

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1. Рекомендуемая литература

а) ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Раздел I.

  1. В чем различие представления о времени у первобытного и современного человека?

  2. Религиозная эсхатология и ее роль в формировании прогностической науки.

  3. Что общего в возникновении научной фантастики и научно-публицистического жанра “размышления о будущем”?

  4. Место О. Тоффлера в становлении прогностической науки.

  5. Сравнительная характеристика первого и второго докладов Римского клуба.

 

Раздел II.

  1. Почему теория и методика “технологического прогнозирования” считается парадигмой?

  2. Роль российской науки в становлении концепции “технологического прогнозирования”.

  3. Сущность и основные положения этой теории.

 

Раздел III.

  1. Чем различаются период основания и период упреждения прогноза?

  2. Что означает выражение “целевая группировка прогноза”?

  3. Наиболее востребованные социальным прогнозированием способы моделирования социальных прогнозов и явлений.

  4. Возможности трендового моделирования в социальном прогнозировании и проектировании.

  5. Перечислить параметры прогнозного фона и кратко охарактеризовать каждый из них

  6. Построить модель любого социального объекта из набора социологических показателей.

  7. Описать основные модели поискового прогноза.

  8. Как соотносятся между собой “дерево социальных проблем” и “дерево социальных целей”

  9. Назвать основные модели нормативного прогноза и охарактеризовать их назначение.

  10. Что означает термин “верификация”?

  11. На основе каких данных разрабатывается набор прогнозных сценариев?

 

Раздел IV.

  1. Место прикладного прогнозирования и проектирования в исследованиях социальных процессов и явлений.

  2. Создать типовую прогнозную и проектную разработку любой социальной проблемы (см. темы…17-27)

Основная литература:

1. Рекомендуемая литература (основная)

 

  1. И.В. Бестужев-Лада, Г.А. Наместникова. Социальное прогнозирование. Курс лекций. М.: Педагогическое общество России. 2001.

  2. Теория прогнозирования и принятия решений / Под ред. С.А. Саркисяна. М.: Высшая школа, 1977.

  3. Рабочая книга по прогнозированию / Отв. ред И.В. Бестужев-Лада. М.: Мысль, 1982.

  4. Поисковое социальное прогнозирование. М.: Наука, 1984.

  5. Нормативное социальное прогнозирование. М.: Наука, 1987.

  6. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993.

  7. Основы экономического и социального прогнозирования / Под ред. В.Н. Мосина, Д.М. Крука. М.: Высшая школа, 1985.

  8. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Технология прогнозных разработок социальных процессов. М.: Поиск, 1992.

  9. Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики 1952-1999. Редактор-составитель И.В. Бестужев-Лада. М.: Academia, 2000.

 

2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

 

  1. Алексеев В.Г. Шкаратан О.И. Социальные нормативы и социальное планирование. М., Наука 1994.

  2. Банин А.П. Эффективность мероприятий по охране природных ресурсов. М., “Прогресс” 1997.

  3. Бахметова Г.Ш. Методы демографического прогнозирования. М., “Мысль” 1982.

  4. Бедный М.С. Демографические процессы и прогнозы здоровья населения. М., изд-во РАО 1997.

  5. Бешелев С.Д. Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки. М., изд-во Педагогическое общество России 1999.

  6. Борщевский М.В. и др. Город: методологические проблемы комплексного социального и экономического планирования. М., “Наука” 1989.

  7. Будыко М.И. Глобальная экология. М., изд-во МГУ 1992.

  8. Венедиктов Д.Д. Прогнозирование, перспективное планирование и управление в здравоохранении и медицинской науке. М., “Мысль” 1991.

  9. Виноградов В.Н. Гончарук С.И. Законы общества и научное предвидение. М.

  10. Вишнев С.М. Основы комплексного прогнозирования. М., Прогресс 1999.

  11. Гончаренко А.М. Комплексное прогнозирование в системе “общество – окружающая среда”. Киев, 1986.

  12. Гордон Т. Новые подходы к методу Дельфи // Научно-техническое прогнозирование для промышленности и правительственных учреждений / ред. Дж. Брайта. М. 1972.

  13. Гражданников Е.Д. Экстраполяционная прогностика. Новосибирск. 2-ое изд 2001.

  14. Добров Г.М. Прогнозирование науки и техники. 3-е изд. М.: изд-во РАН 1998

  15. Добров Г.М. и др. Экспертные оценки в научно-техническом прогнозировании. Киев, 2-ое изд. 2000.

  16. Евланов Л.Г., Кутузов В.А., Экспертные оценки. М., “Наука” 1995.

  17. Звонкова Г.В. Географическое прогнозирование: уч. пособие для вузов. М., МГУ 1987.

  18. Круталевич В.А. Формирование сельского поселения нового типа. Минск. 1989.

  19. Кудрявцв В.Н. Причинность в криминалогии. М., изд-во Пед. общество России 2001.

  20. Кульбовская Н.К. Прогнозирование и измерение научно-технического прогресса. М., РАН 1976.

  21. Лаппо Г.М. Города на пути в будущее. Киев 1997.

  22. Лезгина М.Л. Детерминация прогнозирования. Л., 2000.

  23. Лисичкин В.А. Отраслевое научно-техническое прогнозирование. М., Наука 1981.

  24. Мартино Дж. Технологическое прогнозирование. М., Мысль 1977.

  25. Методология демографического прогноза / Отв. ред А.Г. Волков. М., Наука 1988.

  26. Методологические проблемы прогнозирования и управления в области художественной культуры / Отв. Ред. А.А. Корягин. Л. 1990.

  27. Методологические проблемы социального прогнозирования / Отв. ред. В.И. Куценко. Киев, 1996.

  28. Моркунас З. Методология управления социальными процессами. Вильнюс, 1987.

  29. Научно-техническое прогнозирование для промышленности и правительственных учреждений / Ред. Дж. Брайт. М., Прогресс 1988.

  30. Никитина А.Г. Предвидение как человеческая способность. М., Эврика, 1975.

  31. Пеньков Е.М. Социальные нормы – регуляторы поведения личности. Л. изд-во ЛГУ 1993.

  32. Переверзин И.И. Прогнозирование и планирование физической культуры. М., изд-во РАО 1998.

  33. Печчеи А. Человеческие качества. 20ое изд. М., “Знание”, 1985.

  34. Плахов В.Д. Социальные нормы: философские основания общей теории. М., “Знание”, 1985.

  35. Ропаков Н.И. Категория цели: проблемы исследования. М., “Прогресс” 1980.

  36. Рыбаковский Л.Л. Методологические вопросы прогнозирования населения. Минск. 2000.

  37. Рябушкин А.В. Развитие жилой среды. М. Изд-во пед. общество России. 1997.

  38. Сафаров Р.А. Юридическое прогнозирование/Право и социология. М., изд-во РАН 2-ое изд. 1996.

  39. Сватков Н.М. Основы планетарного и географического прогноза. М. Мысль 1988.

  40. Социальные ориентиры обновления: общество и человек / Под ред. Т.И. Заславской. М. Мысль 1990.

  41. Социология перестройки / Под ред. В.Я. Ядова. М. Изд-во МГУ, 1990.

  42. Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология: Уч. пособие для вузов. М., “Радуга” 1988.

  43. Суворов Л.Н. Аверин А.Н. Социальное прогнозирование. М., Эврика 1984.

  44. Теория прогнозирования и принятия решений: уч. пособие для вузов / Ред. С.А. Саркисян. М., “Наука” 1977.

  45. Ученый и научный коллектив: социальные аспекты деятельности / отв. ред. В.Н. Иванов. изд-во МГУ, 1986.

  46. Федоров Е.К. Экологический кризис и социальный прогресс. М., Радуга 1995.

  47. Филиппов Ф.Р. Социология образования. М., Прогресс, 1980.

  48. Форрестер Дж. Мировая динамика. М., Наука 1978.

  49. Хелмер О. Анализ будущего: метод Дельфи // Научно-техническое прогнозирование для промышленности и правительственных учреждений. / Ред. Дж. Брайта. М., Наука 1997.

  50. Ходжаев Д.Г. и др. Эффективность расселения: проблемы и суждения. М., изд-во МГУ, 1983.

  51. Хруленко Н.И. Философско-методологические проблемы прогнозирования. Л., 1980.

  52. Шудря Е.П. Художественное предвосхищение будущего. Киев, 1992.

  53. Яковлев А.М. Социология экономической преступности. М., 1992.

  54. Ярская В.М. Научное предвидение: Вопросы методологии. Саратов. 1989.

 

3. Рекомендуемая литература (по разделам)

 

Раздел I. Исторические условия возникновения и развития социального прогнозирования.

 

Основная:

 

  1. И.В. Бестужев-Лада, Г.А. Наместникова. Социальное прогнозирование. Курс лекций. М.: Педагогическое общество России. 2001.

  2. Рабочая книга по прогнозированию / Отв. ред И.В. Бестужев-Лада. М.: Мысль, 1982.

  3. Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики 1952-1999. Редактор-составитель И.В. Бестужев-Лада. М.: Academia, 2000.

 

Дополнительная:



  1. Виноградов В.Н. Гончарук С.И. Законы общества и научное предвидение. М.

  2. Никитина А.Г. Предвидение как человеческая способность. М., Эврика, 1975.

  3. Печчеи А. Человеческие качества. 20ое изд. М., “Знание”, 1985.

  4. Суворов Л.Н. Аверин А.Н. Социальное прогнозирование. М., Эврика 1984.

  5. Форрестер Дж. Мировая динамика. М., Наука 1978.

  6. Храленко Н.И. Философско-методологические проблемы прогнозирования. Л., 1980.

  7. Ярская В.М. Научное предвидение: Вопросы методологии. Саратов. 1989.

 

Раздел II. Концепция “технологического прогнозирования” и ее сущность.

 

Основная:

 

  1. И.В. Бестужев-Лада, Г.А. Наместникова. Социальное прогнозирование. Курс лекций. М.: Педагогическое общество России. 2001.

  2. Теория прогнозирования и принятия решений / Под ред. С.А. Саркисяна. М.: Высшая школа, 1977.

  3. Рабочая книга по прогнозированию / Отв. ред И.В. Бестужев-Лада. М.: Мысль, 1982.

  4. Поисковое социальное прогнозирование. М.: Наука, 1984.

  5. Нормативное социальное прогнозирование. М.: Наука, 1987.

  6. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993.

  7. Основы экономического и социального прогнозирования / Под ред. В.Н. Мосина, Д.М. Крука. М.: Высшая школа, 1985.

  8. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Технология прогнозных разрабток социальных процессов. М.: Поиск, 1992.

  9. Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики 1952-1999. Редактор-составитель И.В. Бестужев-Лада. М.: Academia, 2000.

 

Дополнительная:

 

  1. Алексеев В.Г. Шкаратан О.И. Социальные нормативы и социальное планирование. М., Наука 1994.

  2. Бешелев С.Д. Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки. М., изд-во Педагогическое общество России 1999.

  3. Виноградов В.Н. Гончарук С.И. Законы общества и научное предвидение. М.

  4. Вишнев С.М. Основы комплексного прогнозирования. М., Прогресс 1999.

  5. Гражданников Е.Д. Экстраполяционная прогностика. Новосибирск. 2-ое изд 2001.

  6. Добров Г.М. Прогнозирование науки и техники. 3-е изд. М.: зд-во РАН 1998

  7. Лезгина М.Л. Детерминация прогнозирования. Л., 2000.

  8. Мартино Дж. Технологическое прогнозирование. М., Мысль 1977.

  9. Методологические проблемы социального прогнозирования / Отв. ред. В.И. Куценко. Киев, 1996.

  10. Моркунас З. Методология управления социальными процессами. Вильнюс, 1987.

  11. Никитина А.Г. Предвидение как человеческая способность. М., Эврика, 1975.

  12. Плахов В.Д. Социальные нормы: философские основания общей теории. М., “Знание”, 1985.

  13. Теория прогнозирования и принятия решений: уч. пособие для вузов / Ред. С.А. Саркисян. М., “Наука” 1977.

  14. Храленко Н.И. Философско-методологические проблемы прогнозирования. Л., 1980.

  15. Ярская В.М. Научное предвидение: Вопросы методологии. Саратов. 1989.

 

Раздел III. Технология прогнозных разработок социальных процессов.

 

Основная:

 

  1. И.В. Бестужев-Лада, Г.А. Наместникова. Социальное прогнозирование. Курс лекций. М.: Педагогическое общество России. 2001.

  2. Теория прогнозирования и принятия решений / Под ред. С.А. Саркисяна. М.: Высшая школа, 1977.

  3. Рабочая книга по прогнозированию / Отв. ред И.В. Бестужев-Лада. М.: Мысль, 1982.

  4. Поисковое социальное прогнозирование. М.: Наука, 1984.

  5. Нормативное социальное прогнозирование. М.: Наука, 1987.

  6. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993.

  7. Основы экономического и социального прогнозирования / Под ред. В.Н. Мосина, Д.М. Крука. М.: Высшая школа, 1985.

  8. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Технология прогнозных разрабток социальных процессов. М.: Поиск, 1992.

  9. Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики 1952-1999. Редактор-составитель И.В. Бестужев-Лада. М.: Academia, 2000.

 

Дополнительная:

 

  1. Бешелев С.Д. Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки. М., изд-во Педагогическое общество России 1999.

  2. Виноградов В.Н. Гончарук С.И. Законы общества и научное предвидение. М.

  3. Вишнев С.М. Основы комплексного прогнозирования. М., Прогресс 1999.

  4. Гордон Т. Новые подходы к методу Дельфи // Научно-техническое прогнозирование для промышленности и правительственных учреждений / ред. Дж. Брайта. М. 1972.

  5. Гражданников Е.Д. Экстраполяционная прогностика. Новосибирск. 2-ое изд 2001.

  6. Добров Г.М. Прогнозирование науки и техники. 3-е изд. М.: зд-во РАН 1998

  7. Добров Г.М. и др. Экспертные оценки в научно-техническом прогнозировании. Киев, 2-ое изд. 2000.

  8. Евланов Л.Г., Кутузов В.А., Экспертные оценки. М., “Наука” 1995.

  9. Кульбовская Н.К. Прогнозирование и измерение научно-технического прогресса. М., РАН 1976.

  10. Лезгина М.Л. Детерминация прогнозирования. Л., 2000.

  11. Лисичкин В.А. Отраслевое научно-техническое прогнозрование. М., Наука 1981.

  12. Мартино Дж. Технологическое прогнозирование. М., Мысль 1977.

  13. Методология демографического прогноза / Отв. ред А.Г. Волков. М., Наука 1988.

  14. Методологические проблемы прогнозирования и управления в области художественной культуры / Отв. Ред. А.А. Корягин. Л. 1990.

  15. Методологические проблемы социального прогнозирования / Отв. ред. В.И. Куценко. Киев, 1996.

  16. Моркунас З. Методология управления социальными процессами. Вильнюс, 1987.

  17. Научно-техническое прогнозирование для промышленности и правительственных учреждений / Ред. Дж. Брайт. М., Прогресс 1988.

  18. Никитина А.Г. Предвидение как человеческая способность. М., Эврика, 1975.

  19. Суворов Л.Н. Аверин А.Н. Социальное прогнозирование. М., Эврика 1984.

  20. Теория прогнозирования и принятия решений: уч. пособие для вузов / Ред. С.А. Саркисян. М., “Наука” 1977.

  21. Хелмер О. Анализ будущего: метод Дельфи // Научно-техническое прогнозирование для промышленности и правительственных учреждений. / Ред. Дж. Брайта. М., Наука 1997.

 

Раздел IV. Прикладное социальное прогнозирование и проектирование.

 

Основная:

 

  1. И.В. Бестужев-Лада, Г.А. Наместникова. Социальное прогнозирование. Курс лекций. М.: Педагогическое общество России. 2001.

  2. Теория прогнозирования и принятия решений / Под ред. С.А. Саркисяна. М.: Высшая школа, 1977.

  3. Рабочая книга по прогнозированию / Отв. ред И.В. Бестужев-Лада. М.: Мысль, 1982.

  4. Поисковое социальное прогнозирование. М.: Наука, 1984.

  5. Нормативное социальное прогнозирование. М.: Наука, 1987.

  6. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993.

  7. Основы экономического и социального прогнозирования / Под ред. В.Н. Мосина, Д.М. Крука. М.: Высшая школа, 1985.

  8. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Технология прогнозных разрабток социальных процессов. М.: Поиск, 1992.

  9. Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики 1952-1999. Редактор-составитель И.В. Бестужев-Лада. М.: Academia, 2000.

 

Дополнительная:

 

  1. Банин А.П. Эффективность мероприятий по охране природных ресурсов. М., “Прогресс” 1997.

  2. Бахметова Г.Ш. Методы демографического прогнозирования. М., “Мысль” 1982.

  3. Бедный М.С. Демографические процессы и прогнозы здоровья населения. М., изд-во РАО 1997.

  4. Борщевский М.В. и др. Город: методологические проблемы комплексного социального и экономического планирования. М., “Наука” 1989.

  5. Будыко М.И. Глобальная экология. М., изд-во МГУ 1992.

  6. Венедиктов Д.Д. Прогнозировние, перспективное планирование и управление в здравоохранении и медицинской науке. М., “Мысль” 1991.

  7. Гончаренко А.М. Комплексное прогнозирование в системе “общество – окружающая среда”. Киев, 1986.

  8. Звонкова Г.В. Географическое прогнозирование: уч. пособие для вузов. М., МГУ 1987.

  9. Круталевич В.А. Формирование сельского поселения нового типа. Минск. 1989.

  10. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминалогии. М., изд-во Пед. общество России 2001.

  11. Кульбовская Н.К. Прогнозирование и измерение научно-технического прогресса. М., РАН 1976.

  12. Лаппо Г.М. Города на пути в будущее. Киев 1997.

  13. Лисичкин В.А. Отраслевое научно-техническое прогнозрование. М., Наука 1981.

  14. Методология демографического прогноза / Отв. ред А.Г. Волков. М., Наука 1988.

  15. Методологические проблемы прогнозирования и управления в области художественной культуры / Отв. Ред. А.А. Корягин. Л. 1990.

  16. Методологические проблемы социального прогнозирования / Отв. ред. В.И. Куценко. Киев, 1996.

  17. Моркунас З. Методология управления социальными процессами. Вильнюс, 1987.

 

 

7.2. Средства и материально – техническое обеспечение дисциплины.

Компьютерный класс, оснащенный компьютерами типа «Pentium», объединенными в локальную сеть с выходом в Интернет, информационные ресурсы которого могут быть использованы студентами для более глубокого изучения дисциплины.

5. Сведения об обеспеченности учебной литературой дисциплины «Социальное прогнозирование и проектирование»

Обеспеченность дисциплины «Социальное прогнозирование и проектирование» литературой, находящейся в библиотечном фонде ЮУрГУ

 

 

Наименование издания

Обеспеченность в расчете на одного студента

Основная литература

 

Американская социологическая мысль: Тексты: Перевод/Сост. Е. И. Кра вченко; Под ред. В. И. Добренькова. - М.:Изд-во МГУ,1994.

0,6

История социологии в Западной Европе и США/П. П. Гайденко, Л. Г. Ионин, Х. Йоас и др.; Редкол.: Г. В. Осипов (отв. ред.) и др.; Рос. АН, Ин-т социал.-полит. исслед.; Рос. АН, Ин-т социал.-полит. исслед.; Ин-т социал.-полит. исслед.-М. :Наука,1993.

0,4

Арон, Р. Этапы развития социологической мысли: Пер. с фр./Общ. ред. и предисл. П. С. Гуревича.-М.:Прогресс: Универс,1993.

0,6

Гофман, А. Б. Семь лекций по истории социологии.- М.:Мартис,1995.

1,5

Западно-европейская социология 19 века: О. Конт, Д. С. Милль, Г. Спенсер:Тексты: Учеб. пособие для вузов по направлению и специальности "Социология"/ Сост. В. П. Трошкина; Под общ. ред. В. И. Добренькова.- М. : Междунар. ун-т бизнеса и упр.,1996.

0,3

Дополнительная литература

 

Култыгин, В. П. Классическая социология/ В. П. Култыгин; Рос. акад. наук, Ин-т социал.-полит. исслед.; Рос. акад. наук, Ин-т социал.-полит. исслед.; Ин- т социал.- полит. исслед.-М.: Наука,2000.

0,2

История социологии:Учеб. пособие для студентов гуманит. фак. вузов /А. Н. Елсуков, Г. Н. Соколова, Т. Г. Румянцева и др.; Под общ. ред. А. Н. Елсукова и др.-2-е изд., перераб. и доп.-Минск:Вышэйш. шк., 1997.

0,5

Зборовский, Г. Е.История социологии:Учеб. для вузов по специальности 020300 "Социология"/ Г. Е. Зборовский.-М.:Гардарики,2004.

 

 

 

 

0,2

Воронцов, А. В. История социологии 19 - начало 20 века: Учеб. пособие для вузов по направлению 540400 "Социал.-экон. образование": В 2 ч./А. В. Воро нцов, И. А. Громов.-М.:Владос. (Учебник для вузов). Ч. 2:Русская социология.-2005.

0,3

Батыгин, Г. С. История социологии: Учеб. /Г. С. Батыгин, Д. Г. Подвойский; Нац. фонд подгот. кадров.- М.:Новый учебник,2004.

0,1

Итого

3,5

 

6. Виды контрольных мероприятий и форм аттестации дисциплины «Социальное прогнозирование и проектирование»



Примеры образцов документов по аттестации дисциплины

П.Д.1 Пример 1

 

Южно-Уральский государственный университет

 

Кафедра «Социология»



Дисциплина ОПД.Ф.14 «Социальное прогнозирование и проектирование»

 

Экзаменационный билет

1

 

1.

2.

 

Преподаватель ______________________________ (Н.В. Бредихина)

 

Заведующий кафедрой _______________________ (Е.И. Миронов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы к зачету и экзаменам

 

  1. Формы конкретизации предвидения.

  2. Соотношение категорий предвидения и управления.

  3. Проектирование как элемент управленческой деятельности и его связь с прогнозированием.

  4. Систематизация прогнозов.

  5. Информационное обеспечение прогнозирования и проектирования.

  6. Роль моделирования в прогностическом исследовании.

  7. Презентизм первобытного мышления и футурофобия.

  8. Религиозные, утопические и философско-исторические корни теории прогнозирования.

  9. Социальное прогнозирование на рубеже XIX-XX столетий. Появление научной фантастики и “размышлений о будущем”.

  10. Формирование парадигмы технологического прогнозирования.

  11. “Антифутурологические волны”.

  12. Место О. Тоффлера в развитии прогностической науки.

  13. Римский клуб как центр исследования проблематики будущего.

  14. Сущность глобалистики и альтернативистики. Концепция “альтернативной цивилизации”.

  15. Сравнительный анализ программ социологического и социально-прогностического исследований.

  16. Предпрогнозная ориентация.

  17. Период основания и период упреждения прогноза.

  18. Построение исходной (базовой) модели объекта социального прогнозирования.

  19. Социологический показатель и возможность его использования в прогностическом и проектном моделировании.

  20. Возможности трендового моделирования в прогностическом исследовании.

  21. Построение модели прогнозного фона.

  22. Поисковый прогноз.

  23. Нормативный прогноз.

  24. Верификация прогноза.

  25. Выработка рекомендаций для принятия управленческого решения.

  26. Прогнозирование и проектирование проблем экономической социологии.

  27. Прогнозы и проектные разработки в сфере социологии политики.

  28. Прогнозирование и управление на службе разрешения социальных проблем современной семьи.

  29. Прогнозы в области социологии образования.

  30. Социология науки и возможность прогнозирования и проектирования ее проблематики.

  31. Прогнозы в сфере социологии медицины.

  32. Специфика прогнозирования и проектирования проблематики социологии культуры.

  33. Социолгия расселения и ее перспективные проблемы.

  34. Экологическая социология как область прогностических и проектных разработок.

  35. Прогнозы в сферах социологии преступности и социологии наркотизма.

  36. Перспективная проблематика современного прогнозирования и проектирования.

 




Создано на конструкторе сайтов Okis. За небольшую оплату вызов нарколога на дом на выгодных условиях. . По желанию клиента юридическая консультация недорого по низким ценам. Качественно.

От Президента для мужчины

Cоциальный проект в дополнительном образовании

Конкурс социальных проектов 2011

Социальный проект для младших школьников

Проект закона о социальных фондах

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Ваше имя
Обратный e-mail
Сообщение
Число на картинке