Услуги курьера, курьерская служба, мелкие поручения, доставка Белгород
Меню

Социальные проекты школьников примеры

Социальные проекты школьников примеры

 

С.В. Буянова

МОУ «СОШ №38 с углубленным

изучением немецкого языка» г. Чита

 

  Социальное  проектирование как фактор личностного становления  школьников  в воспитывающей среде образовательного учреждения

 

Молодежь всегда рассматривалась как высшая  социальная  ценность государства. От того, как она включена в государственные и общественные преобразования, зависит успех и процветание государства. Поэтому  проект  «Наша новая школа» выдвинул важные требования к современному образованию: научить жить в постоянно меняющемся мире. Слово жить вмещает в себя многое: умение учиться на протяжении всей жизни, быть ответственным за судьбу Родины, умение самореализовать свои способности, быть счастливым. С общепризнанной точки зрения, все обозначенные проблемы поможет  школьнику  решить воспитывающая среда образовательного учреждения.

Отличительными особенностями воспитывающей среды  школы  в сравнении с  социальной  средой в целом, является наличие насыщенных благоприятных условий для личностных проявлений в процессе субъектного становления, многообразие осваиваемых субъектных ролей, личностная  значимость среды для ее субъектов. Важны также ориентация на успех и лидерскую направленность как формы проявления самореализации субъектов среды, насыщенное взаимодействие субъектов среды, комплексная реализация личностных потребностей в функционирующих пространствах среды, педагогическая поддержка как фактор успешного освоения ролей и личностного становления в воспитывающей среде школы.

Воспитывающую среду образовательного учреждения, в частности, школы, как часть  социальной  среды, организованную педагогами-профессионалами, можно рассматривать как микросреду, наиболее приближенную, после семейной, к растущему человеку, вступающему в большой  социальный  мир. Эту среду необходимо смоделировать так, чтобы обеспечить педагогические условия, способствующие личностному становлению  школьника . «Все искусство воспитания состоит в том, чтобы ставить молодых людей в условия, способные развить в них зачатки ума и добродетели» - К.Гельвеций.

На наш взгляд, поставленные задачи можно решить, включая детей в  социально  значимую, полезную деятельность, в  социальное  проектирование, которое, является одним из современных интенсивных методов социализации  школьников . Практика реализации  социальных   проектов  показывает, что в результате у  школьников  формируется  социальная  компетентность (готовность к продуктивному  социальному  взаимодействию). Процесс социализации можно представить как последовательность разрешения возникающих перед личностью жизненно-социальных проблем и присвоение опыта в достижении определенных целей.

 Социальное  проектирование является одним из важнейших элементов развития гражданских знаний и умений, выражения собственной активной позиции в общественной жизни. Работа над  проектом  позволяет учащимся почувствовать значимость своей деятельности, повышает их  социальный  статус в школе, в микрорайоне, открывает новые возможности.  Социально  значимая деятельность связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Именно готовность приносить пользу людям, выбор и направленность инициативы определяет ценностное самосознание подростка как гражданина и общественного деятеля.

Практика  социального  проектирования как эффективной формы социализации учащихся в нашей школе уже сложилась, поэтому можно оценить имеющиеся результаты.
Главная цель детских объединений школы - формирование позитивного  социального  опыта, готовности к активным  социальным  действиям. Приведем  примеры  некоторых долгосрочных  проектов , реализуемых  школьниками .

В настоящее время очень важным направлением в воспитании детей представляется нам развитие милосердия. Данная проблема является актуальной. Развитие в детях доброты, сопереживания служит противостоянию жестокому миру, воздействует на их самовоспитание. Общими целями  проектов  «От сердца к сердцу», «Помнить, чтобы жить» является формирование умения оценивать различные факты окружающей жизни, выбирать способы решения актуальных проблем, пропаганда общечеловеческих ценностей (преемственность, память, милосердие), осознание учащимися своих гражданских обязанностей, развитие личностных качеств. Речь идет о проявлении заботы  школьников  об учителях-ветеранах, а также ветеранах войны и труда.

Средства для помощи пожилым людям учащиеся зарабатывают на ежегодной благотворительно ярмарке (12-15 тысяч). Ветераны, получая добрые поздравления и подарки, ощущают, что в школе о них помнят и их любят. Ребята понимают, насколько важно ветеранам осознавать, что их подвиг не забыт, а они сами, с их опытом, знаниями, мудростью нужны и востребованы. Участники проекта почувствовали, как важно не терять связи со старшим поколением, утвердились в своем праве решать актуальные проблемы современного общества, что повысило у них чувство гражданской активности как одной из главных  социальных  ценностей.

Проект «Ребята и зверята» предполагал помощь Читинскому зоопарку. Ребята взяли на воспитание 2-х степных лисиц-корсаков. Участвуя в проекте, дети учатся добросовестно относиться к порученному делу, находить радость в бескорыстной помощи ближним. Дежуря в зоопарке по выходным дням, они сэкономили для своих подопечных 3,5 тысячи рублей. И дело, конечно, не в заработанной сумме, а в том, что ребята обретают жизненный и деловой опыт, что обеспечивает их личностный рост и самоопределение.

Особую значимость обрел  проект  «Давайте говорить правильно по-русски», реализуемый в 2011 году. Цели  проекта  видятся в привлечении внимания жителей города и гостей Забайкальского края к необходимости повышения культуры речевого общения. Из листовок, размещенных в троллейбусах, маршрутных такси, междугородних автобусах, они узнают о правильном произношении и грамматическом строе нашей речи. Школьники  получили поддержку средств массовой информации: Читинское телевидение и радио. Данный  проект  заслужил высокую оценку общественности и был удостоен Гранта в 20 тысяч рублей на конкурсе  социальных   проектов  в рамках Гражданского форума «Забайкальцы – Забайкалью». Включившись в практическую деятельность по разрешению одной из  социальных  проблем, старшеклассники убедились, что они реально могут повлиять на изменение  социальной  ситуации.

Технология  социального  проектирования настолько действенна, что может служить основой для концепции воспитания в рамках классного коллектива. В качестве  примера  назовем воспитательную систему 7 класса «Я – Забайкалец». Начиналась она с  проекта  «Мемориал», который предполагал оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны и труда. Затем ребята выразили желание помочь городу в благоустройстве Мемориала Боевой Славы. Они неоднократно очищали территорию от мусора, вместе с родителями и ветеранами участвовали в посадке Аллеи Славы, весной планируют разбить клумбы возле Мемориала. Волонтерский отряд проводит работу над альбомом: «Труженики тыла, награжденные медалью за доблестный труд в годы ВОВ». Ведется сбор материалов о боевом и трудовом прошлом ветеранов войны и труда. Ребята очень гордятся тем, что они постоянно сотрудничают с такой серьезной организацией, как городской Совет ветеранов.

Всем известно выражение: о государстве судят по тому, как живут ее старики.

Несмотря на то, что в Забайкальском крае много делается для поддержки ветеранов войны и труда, для увековечения памяти погибших, проблемы остаются. Ветераны нуждаются в человеческом тепле, внимании и поддержке. Мы хотим создать клуб ветеранов на базе школы №38, где пожилые люди могут собираться вместе, чтобы интересно провести время, помочь  школьникам  найти себя. Наш  проект  поможет пожилым людям найти понимающих, близких по духу людей, которые наполнят жизнь ветеранов новым смыслом, позволят им почувствовать себя нужными обществу и друг другу.

Особая значимость  проекта  в том, что результат его двухсторонний: и старшее поколение, и молодежь становятся  социально  значимыми единицами в обществе: у ветеранов появляется уверенность в будущем своих внуков, а у молодых - истинные идеалы.

В программе клуба предполагается организация встреч ветеранов с психологами, юристами, проведение концертов силами учащихся и педагогов, импровизированные вечера «у костра» с исполнением песен и стихов. Мы хотим предложить ветеранам установить посильный контроль над  школьниками , требующими особого внимания, планируем привлечь ветеранов к оценке работы школы.

Одним из главных критериев воспитывающей среды, по нашему убеждению, является формирование у  школьников  тех ценностных начал, которые традиционно выступают в роли имеющих непреходящее значение стимулов человеческой жизни и деятельности. Реализуя совместно со  школьниками   социальные   проекты , мы убедились в том, что данный вид деятельности позволяет подростку присвоить ценности, связанные с утверждением своей роли в  социальной  сфере, ценности, дающие возможность удовлетворения практических возможностей. То есть речь идет о личностном становлении  школьников .

В чем же эффективность  социального  проектирования как фактора личностного становления  школьников  в воспитывающей среде образовательного учреждения?

Во-первых,  социальное  проектирование - это самостоятельный выбор той деятельности, которая больше всего соответствует интересам и способностям самого ребенка.

Во-вторых, это возможность реального участия в решении проблем своего дома, двора, района, города. Именно мысль о том, что «я могу это сделать сам и не только для себя», больше всего воодушевляет подростков. Этот период становления детской личности характеризуется ярко выраженной потребностью быть нужным, полезным другим, желанием проверить свои способности в реальном деле. Именно реальность, жизненность  социального   проекта  привлекает  школьников .

В-третьих, это коллективная работа над большим и важным делом, которая формирует важные  социальные  навыки, крайне необходимые сегодня для трудовой деятельности в производственных коллективах, в фирмах и т.п.

В-четвертых, участники проектирования получают неоценимый опыт выбора и привыкают нести за него ответственность. И, разумеется, это действенная проверка собственных способностей и возможность скорректировать жизненные планы.

Таким образом, назначение воспитывающей среды школы – становление человека, способного реализовать себя как личность. Социальное проектирование имеет большой образовательный потенциал, поскольку дает возможность участникам «научиться самостоятельно решать возникающие проблемы и преодоле­вать имеющиеся трудности, действовать в условиях, в которых при­ходится рассчитывать на собственные силы, овладевать современными экономическими, право­выми, психологическими, педагогическими знаниями и специальными умениями в конк­ретной деятельности» [2, 23].

Объединенные во времени, пространстве, движении педагоги и учащиеся, взаимодействуя, сознательно создают в образовательном учреждении воспитывающую среду, являющуюся целью, условием и результатом их  сотрудничества.




Создано на конструкторе сайтов Okis. По выгодной цене чернила для принтера canon для всех желающих. . Только у нас как заработать деньги недорого, со скидками.

От Президента для мужчины

Cоциальный проект в дополнительном образовании

Конкурс социальных проектов 2011

Социальный проект для младших школьников

Проект закона о социальных фондах

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Ваше имя
Обратный e-mail
Сообщение
Число на картинке