Услуги курьера, курьерская служба, мелкие поручения, доставка Белгород
Меню

Темы для социальных проектов школьников

Темы для социальных проектов школьников

 

 

Авторизация на сайте



 
 

Виджет Продлёнка.орг

 
Новости портала «Продлёнка»

 

Социальный проект как средство самореализации младших школьников
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
( 1 голос )

Настойчивое продвижение общества по пути демократических преобразований делает актуальным вопрос соответствия педагогической науки динамике жизни. Обозначилось обращение к гуманистическим идеалам, когда основами образования становятся его внутренние ценности: развитие, сотрудничество, самоопределение и др. Изменение критериев оценки человеческой деятельности в сторону их гуманизации определяет возрастающую роль личности во всех сферах ее жизнедеятельности и выражается в разнообразии способов ее проявления.

          Как следствие сказанного, в поле зрения педагогической мысли "обнаружилась внутренняя суть человека, его естественные потребности, социальные устремления, право быть самим собой - то, что обычно не входило в круг педагогических ценностей, развивалось стихийно" [Н.Б. Крылова]. Личность ученика при этом рассматривается как субъект собственного развития, а не средство реализации школьных планов и программ.

      В такой ситуации определяющей становится гуманистическая направленность, выражающаяся в процессах «самости». Относительно самореализации это особенно значимо, поскольку «человека можно заставить принудить выполнить ту или иную деятельность, но нельзя заставить его реализовать (выполнить) себя» [Л.Н. Коган].

           Актуальность проблемы иллюстрируется положением в Законе Российской Федерации «Об образовании», подчеркивающим «необходимость обеспечения самоопределения личности, создание условий для самореализации» [Раздел II, статья 14].

          В этой связи практической педагогикой признается тот факт, что в каждой личности ребенка заложено позитивное начало, предназначение которого направлять человека по пути его самореализации.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и гуманизма.

        Младший школьный возраст – это ступень личностного становления ребёнка, развития его способностей к взрослению, к ответственности за себя.

        За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.

       Гуманизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее   развития и проявляется в ее активно - деятельностной самореализации на благо Отечества.

       Гуманизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

       Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной начальной школе является формирование гуманизма, толерантности и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Понятие гуманизма и патриотизма  включает в себя:

-- Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; 

-- Уважительное отношение к языку своего народа;

-- Заботу об интересах Родины;

-- Осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

-- Проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

-- Гордость за социальные и  культурные достижения своей страны;

-- Гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

-- Уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

-- Ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

-- Гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

       Описываемый педагогический опыт вписывается в деятельность МОУ – кадетской школы № 95, являясь неотъемлемой частью самореализации младших школьников.

               В рамках этой программы целесообразно проводить  часы интересного общения на темы: «Друг в беде не бросит», «Я - будущий кадет», «Дорогие мои старики», «Верные сыны России»,

организовывать встречи с ветеранами войны и труда, проводить праздники: «Посвящение в юные кадеты», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Твои защитники», участвовать в конкурсе инсценированной песни «Тебе, моё Отечество». Дети активно самореализуются в таких мероприятиях, как: уроки – диспуты «Что такое толерантность?», КВН «А, ну-ка, мальчики!», рыцарские турниры. Учащиеся с удовольствием принимают участие в выставках рисунков и детского творчества «Недаром помнит вся Россия» и  в выездных экскурсиях к святым местам боевой славы.

            Формирование гражданско-нравственной позиции личности младшего школьника, на наш взгляд, лучше и успешнее всего реализуется через организацию и проведение социальных проектов. В кадетской школе реализован коллективный проект «Доброта спасет мир»

 Для успешной реализации проекта были поставлены следующие цели:

  1. Воспитание у детей толерантности.
  2. Вовлечение  каждого участника в данный проект.
  3. Формирование активной гражданской позиции.

 На мотивационном этапе этого проекта был проведен классный час на тему «Доброе сердце» с просмотром видеоролика о жизни детей – инвалидов в пансионате № 1.Ребята задумались над тем, как тяжело жить людям с ограниченными возможностями и им захотелось внести свой вклад, а решение этой проблемы.

            На втором этапе была спланирована деятельность учащихся начальной школы по выполнению проекта. Ребята участвовали в следующих мероприятиях:

  • Благотворительные акции: «Пятачок», «Одна упаковка = одна вакцина» (помощь детскому дому «Малютка»).
  • Оформление Дерева добрых дел
  • Сбор пожертвований и изготовление новогодних игрушек

     для детей инвалидов.

  • Посещение пансионата № 1 для детей - инвалидов с концертной программой и вручением благотворительных подарков.
  • Участие в заключительном этапе городской благотворительной акции «Пятачок».

        На третьем этапе выполнения проекта (информационно – операционном) дети выяснили, сколько организаций и отдельных граждан занимаются благотворительной деятельностью, для чего проводятся благотворительные акции, куда и на что идут собранные средства.

      Результатом рефлексивно – оценочного этапа стало оформление фото альбома «Доброта спасет мир».

       Результатом реализации проекта явились многочисленные отзывы самих детей, их родителей, благодарственные письма из благотворительных фондов, от администрации дома -  инвалидов, публикации в СМИ.

За время работы над проектом мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, приобретали опыт общения. Но каждый шел путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело.

Разработка подобных социальных проектов - это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей через  самореализацию в гражданско-нравственном воспитании. В процессе работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, определяется социальная позиция ребенка, повышается степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности, развиваются социальные навыки младших школьников в процессе коллективной деятельности, приобретается опыт исследовательско-творческой деятельности.

      Таким образом, гуманизм и толерантность формируются в процессе социализации и воспитания школьников.

Список литературы.

1. Гревцева Г.Я. Воспитание гражданственности у школьников средствами общественных дисциплин: Монография – Челябинск: Образование, 2003. – 204 с.

.2.Гревцева Г.Я. Основные проблемы и подходы к гражданскому образованию в современной школе/ Вестник ЧГПУ. Сер.2 Педагогика. Методика преподавания. – Челябинск: ЧГПУ,2002.- №6

 3.Журнал «Начальная школа» № 5 2008г.

4.Лутовинов, В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня // Педагогика.- 2006. - № 5.

5.Лесняк, В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения // Педагогика.- 2006. - № 5. - С. 110-114

6.Фиофанова, О. Школьное самоуправление и социальное взросление подростков //Воспитание школьников.- 2008. - № 7.

7.Социальное проектирование в воспитательной работе школы; А.С.Прутченков, Л.Ю.Иванова; Практикум; М.: Новая цивилизация, 1999.

8.Социальные творческие проекты в школе; Н.В.Белобородов; М.: Аркти, 2006.

Автор материала: Князева Наталья Александровна

 

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
 




От Президента для мужчины

Cоциальный проект в дополнительном образовании

Конкурс социальных проектов 2011

Социальный проект для младших школьников

Проект закона о социальных фондах

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Ваше имя
Обратный e-mail
Сообщение
Число на картинке